Беговая обувь – относительно новое изобретение человечества, которому на данный момент около 200 лет. Увлечение бегом, которое развивалось в Англии в 18 веке, ставило задачу разработки легкой обуви, которая бы имела хорошее сцепление с землей. Первые попытки создать такие ботики потерпели поражение, так как они были сделаны полностью из кожи, которая имеет тенденцию растягиваться в намокшем состоянии.
Прорыв был сделан в 1832 году, когда Вейт Вебстер изобрел резиновые подошвы и запатентовал процесс их прикрепления к обычным кожаным сапогам и ботинкам. Это в последствии привело в появлению плимсолов (современные слипоны) – это простые кеды с резиновой подошвой около 8-9 мм толщиной, к которой сверху приклеивалась ткань.
Изначально этот вид обуви развивался как пляжный, но довольно быстро стал использоваться спортсменами. Так же в школах Англии на уроках физкультуры эта обувь использовалась повсеместно вплоть до 70-х годов 20 века. В наше время этот вид обуви остается очень популярен во всех странах, но уже не в качестве спортивной.
В 1852 году начался новый этап в развитии беговой обуви. Джозеф Вильям Фостер – глава компании Boulton, которая сейчас известна как Reebok, решил добавить шипы на нижнюю часть подошвы и создал то, что мы сейчас знаем как беговые шиповки.
Следующим большим шагом в развитии было изобретение вулканизации, которая произвела революцию в производстве обуви. В процессе вулканизации из расплавленной резины могли делать подошвы, которые имели рисунок протектора. И это помогло обуви стать более легкой, тихой и гибкой. Это впоследствии привело к созданию кед – простому виду обуви из ткани с резиновой подошвой.
Они были впервые выпущены компанией Goodyear в 1892 году, и впоследствии, в 1917 году стали продвигаться в качестве спортивной обуви. Они в конечном итоге стали называться кроссовки (англ. – sneakers), потому что в такой обуви человек мог передвигаться тихо и незаметно. Бытует мнение, что такое название кедам дали профессиональные воры-домушники, которым этот вид обуви пришелся по нраву. Слово “sneak” переводится с английского как “красться” или ”делать тайком”.
Отцом современной профессиональной беговой обуви был Адольф Дасслер, который начал производить обувь в 1920 году. У каждого его ботинка на подошве были шипы ручной ковки и дизайн обуви разрабатывался специально для конкретной дистанции. Это был первый случай в истории, когда разработчики начали делать разную конструкцию ботинка, в зависимости от того, был ли бегун спринтером, или бегал длинные дистанции. В 1936 году его кроссовки были признаны лучшими по всему миру. Их носили многие профессиональные спортсмены, в том числе олимпийские медалисты.
После сложных годов Второй мировой войны Адольф продолжил развитие своего бизнеса и спроектировал ботинки из ткани армейских палаток, подошвы которых были сделаны из резины автомобильных покрышек. В 1948 он основал компанию Addas, которая впоследствии разделилась на Puma и Addas (сейчас известная под именем Adidas). В 1949 году по бокам его кроссовок впервые появились знаменитые три полоски.
Тем временем на другой стороне земного шара новая эра в развитии спортивной обуви началась в 1949 году, в котором Кихаширо Онитсука основал одноименную компанию Onitsuka Co. Ltd. С ужасом наблюдая за послевоенной Японией и огромным количеством беспризорных детей он вновь и вновь задавался вопросом: “Что я могу сделать, чтобы дать им лучшее будущее?” Любовь к спорту привела его к правильному ответу: спорт будет отличной отправной точкой к достижению цели.
Поначалу компания производила обувь только для внутреннего рынка Японии. Первыми моделями были кроссовки для баскетбола, тенниса, волейбола, а также танцевальная обувь. Так же они выпускали борцовки и специализированную зимнюю спортивную обувь. В 1957 году была выпущена первая модель беговых ботинок для Мельбурнских Олимпийских игр. В 1977 году Onitsuka Tiger стали достаточно известными после разработки беговых шиповок Runspark DS-SP для Мексиканской Олимпиады’66.
Эта модель была революционна тем, что предоставляла спортсменам выбор длины шипов. В комплекте шли 4 пластины с шипами разной длины, которые крепились к подошве. Это позволяло адаптировать модель к различным дистанциям. В 1977 году Onitsuka Tiger объединилась с компаниями GTO и JELENK, чтобы сформировать бренд Asics. Название фирмы – это аббревиатура знаменитого афоризма «anima sana in corpore sana», что в переводе с латыни - «в здоровом теле здоровый дух». Не смотря на новое название, классические модели до сих пор производятся и продаются по всему миру.
Еще одним известным японским брендом, выпускающим беговую обувь является Mizuno. Компания была основана братьями Рихачи и Ризо Мизуно в 1906 году. Вначале они выпускали спортивную экипировку для бейсбола и гольфа. В 1961 году была открыта первая фабрика и отделение Mizuno в США. В последующие годы компания подписала спонсорские контракты с одними из самых выдающихся личностей в спорте. Среди них легкоатлет Карл Льюис, команда по регби All Blacks, чешский теннисист Иван Лендл, игрок в гольф Ник Фалдо, и многие другие.
В 1992 году Mizuno подписали еще один важный контракт с Олимпийским комитетом, по условиям которого они становились эксклюзивным поставщиком для Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году.
Бренд Saucony является одним из старейших в истории беговой обуви. Компания начала свою деятельность в 1898 году с производства обуви для ходьбы и детских кроссовок. Через некоторое время в их линии продукции появилась и беговая обувь. Но бизнес продвигался не очень успешно, и в 1968 году компания была продана Абрахаму Хайду.
К моменту покупки Saucony у Абрахама был огромный опыт в производстве обуви. Он открыл свой бизнес в 1910 году и начинал с производства домашних тапочек. Позже его бренд A.R. Hyde & Sons стал выпускать роликовые коньки, обувь для боулинга и бейсбола. В 40-е годы во время войны они занимались производством военных сапог, а в 60-е Абрахам Хайд по заказу НАСА сконструировал ботинки, в которых Нил Армстронг и его команда высадились на Луну. После 1968 года Sauconу стали продаваться в фирменном магазине одежды A.R.Hyde & Sons в Кембридже, штат Массачусетс.
В первое время кроссовки были популярны только среди местных жителей, так как их рекламе не уделялось большого внимания. Однако, в 1977 году их обувь была удостоена рейтинга «высшего качества», после того как редактор одного крупного спортивного издания случайно наткнулся на одну из их моделей. Такое внимание со стороны прессы помогло Saucony быстро ворваться в топ лучших производителей беговой обуви, и с тех пор все спортсмены начиная от профессиональных и заканчивая школьниками очень хотели приобрести себе пару “лучших кроссовок”.
Со временем компания продолжала расти и добавила к своему арсеналу трековые шиповки и обувь для легкой атлетики. На их счету немало технологических усовершенствований, таких как уникальная система амортизации “Grid”, которая является отличительной чертой бренда и используется в их обуви по сей день. Так же они разработали специальный материал, который называется Comfortemp. Он реагирует на изменение температуры кожи, позволяя ткани охлаждать тело спортсмена, когда ему холодно или согревать, когда жарко.
В период фитнесс-мании 30-х годов кроссовки стали ассоциироваться не только со спортом, но и с проведением досуга, и на протяжении всего послевоенного периода спрос на обувь для отдыха неуклонно рос. В 1936 году национальная сборная США по баскетболу адаптировала кеды Converse Chucks и объявила своим официальным видом обуви. В том же году беговые ботинки Адольфа Дасслера были использованы очень многими атлетами во время Берлинских Олимпийских Игр. К началу 1950 года всех знаменитых бегунов компании обеспечивали обувью бесплатно. И по усмотрению спортсмена, он либо носил носки, либо нет. И это означало, что спортивная обувь того времени должна была сидеть на ноге довольно туго.
В 1962 году компания New Balance представила первый научно протестированный кроссовок, который весил всего 96 грамм. В 1968 году была представлена новая конструкция щеточных шипов, которая заменила традиционные подошвы с четырьмя шипами.
Филлип Найт – выпускник бизнес-факультета Орегонского Университета и по совместительству бегун был недоволен типами беговой обуви, которые существовали на тот момент. В начале 60-х годов он с тренером своей команды Билом Бауерменом решили создать компанию, которая бы продвигала новую конструкцию ботинка, разработанную самим Бауерменом.
Их модель была легкая и очень удобная для бега. Найт и Бауерман сами занимались маркетингом. Они путешествовали по стране, проводили деловые встречи, продавали свои кроссовки и со временем становились все более и более успешными и знаменитыми. Отличительными чертой моделей их обуви была мягкая прокладка в каблучной части подошвы. Их бренд сначала носил название Blue Ribbon Sports, а позднее был переименован в Nike в честь греческой богини победы Ники.
Спрос на специализированную обувь показал, что потребители были готовы к дальнейшим инновациям. И первая большая инновация произошла, когда Бауерман попробовал налить расплавленную резину в вафельницу у себя на кухне. Этот эксперимент подтолкнул его к созданию вафлеобразных подошв, а также выпуску самой продаваемой модели кроссовок в стране.
Позже, в этом же году Бауерман заплатил 35$ студентке-дизайнеру Портлендского университета Кэролин Дэвидсон за разработку логотипа для его растущей компании. Он не был в восторге от “галочки”, которую дизайнер придумала, но в последствии она стала основой рекламной кампании Nike, а так же символом статуса и даже культурной иконой. Бренд Nike вскоре стал безусловным лидером продаж спортивной обуви и одежды. В 1983 году председатель совета директоров Nike Фил Найт в знак благодарности подарил Дэвидсон золотое кольцо с эмблемой бренда, а также акции компании (сумма не разглашается).
Во второй половине 20го века НАСА добивается не только больших успехов в космической программе, но так же работает с Nike над созданием первых кроссовок с воздушной подушкой. Работник НАСА Фрэнк Руди предложил использовать емкости наполненные сжатым газом для смягчения удара при соприкосновении обуви с землей во время бега. Эти подушки были встроены в каблучную часть подошвы. Данную технологию Nike используют и по сей день в моделях Air Max.
В 1976 году на Олимпиаде в Монреале был зафиксирован первый случай эндорсинга беговой обуви. Эндорсер (англ. «сторонник») – это атлет, использующий спортивную экипировку какой-либо фирмы по контракту. Бегун был сфотографирован после завоевания победы в 10 километровом забеге. Такая публичная поддержка хорошо вознаграждалась компаниями, производившими спортивные товары.
Первые Олимпийские игры, которые транслировались по телевидению, были проведены в Мексике. До этого на рекламных плакатах, показывающих различных чемпионов в фирменной обуви, лица спортсменов были замазаны. Теперь же промоутеры всех спортивных компаний старались всеми силами разместить свои логотипы на формах знаменитых атлетов.
Знаменитая фотография Томми Смита в своих именных Puma Suedes, на которой он вытягивает свой кулак вверх имела очень сильный общественный резонанс и была популярна среди многих молодых людей по всему миру. В 1973 году бегун сборной США Стив Профонтанэ стал первым главным эндорcером Nike.
На протяжении 70-х годов беговая обувь начала проектироваться не только исходя из типа бега, но уже учитывался конкретный стиль. Так же в производители начали учитывать различные виды пронации и супинации. Еще одним усовершенствованием, которое получила беговая обувь на протяжении 70-х было использование этил винил ацетата, так же известного как ЭВА. Из этого материала делались подошвы и стельки, что существенно улучшало амортизационные свойства обуви и смягчало контакт с землей при беге.
Когда в начале 80-х годов в Америке началось повальное увлечение аэробикой, компания Reebok увидела в этом потенциал для собственного развития. Они начали делать кроссовки из более мягких материалов и использовали цветовую гамму более ориентированную на вкусы женщин. Их обувь была менее жесткой по конструкции.
На протяжении 80-90-х годов компания Nike стала еще более популярной благодаря контрактам со звездами мировой величины. Именно тогда появились именные кеды легендарного баскетболиста Майкла Джордана и слоган «Just Do It».
Рекламные кампании были в первую очередь нацелены на юное поколение, для которых многие атлеты были «идолами». Это существенно поднимало уровень продаж и плавно переносило спортивную обувь в область моды. Кроссовки перестали быть просто беговой обувью, но стали предметом стиля. Их теперь носили не только спортсмены, но и обычные люди.
В наше время на рынке существует много брендов, выпускающих качественную спортивную обувь, которая ориентирована на все возможные стили, покрытия, дистанции и скорость бега. Некоторые производители предлагают модели с разной шириной кроссовка, чтобы они сидели на ноге идеально.